Киев 1962г.
 

Штрихи к портрету

Биография Валентины Павловны Петроченковой представлена в основном фотографиями с текстовками, а также стихотворениями из её поэтических сборников.
Иногда под стихами или очерками она подписывалась сокращенно — ВП².

Стихотворения — на русском и украинском языках. Это не переводы, - всё в оригинале, т.к. автор владеет обеими языками в равной степени. Вот правда, третьим, испанским, «овладела» не на таком высоком уровне, хотя переводила поэзию испанских и латиноамериканских поэтов, а также и сама написала несколько стихотворений на испанском языке. А со временем (в 2006 - 2007 годах), проживая уже в Германии, в городе Мюнхене, по просьбе двух немецких женщин, Эрики и Аннелис, и студента Себастьяна, В.Петроченкова преподавала им испанский язык на немецком. Эти уроки, как они говорили, были для них праздниками.

В 1958 году В.Петроченкова закончила Киевский техникум лёгкой промышленности, получив специальность техник-технолог швейной промышленности.

Журналистскую деятельность Валентина Петроченкова начинала ещё до поступления в Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко, литработником газеты «Ударник» Строительно-монтажного треста, а также нештатным корреспондентом прессы и радио Киева и Киевской области. Когда одной фамилии было недостаточно, Валентина давала свои материалы в печать под псевдонимом Паола Валентиненко.

В начале 70-х годов Валентина Петроченкова закончила Киевское театральное училище, режиссерский факультет, курс народного артиста УССР Александра Соломарского. Это училище занимает особое место в её жизни. Режиссуру, мастерство актёра, сценслово, сцендвижение, танцы... преподавали учителя высокого класса из Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Учащихся учили писать рассказы. Давали, к примеру, с изображением какие-либо картины художников или называли пару каких-нибудь несвязных слов, и надо было написать  рассказ так, чтобы читая можно было увидеть, услышать, почувствовать, понять... Учили образно мыслить, учили доброжелательной критике и, главное, помимо искусства овладения мастерством, умели пробуждать в глубине души творческое начало и человечность, оставшиеся на всю жизнь. Казалось, непосильные трудности обрушились в то время на жизнь молодой женщины: пришлось Валентине самой добывать себе профессию, сперва в швейной промышленности, чтобы не умереть с голоду;затем двадцать лет переучиваться в поисках своего призвания, имея по две работы, по три учёбы одновременно; одной, без какой-либо помощи воспитывать сына... И несмотря на всё это, в театральном училище вывели её на путь творчества, привили доброжелательность, разбудили внутреннее озарение, из-за которого со временем друзья прозвали Валентину Лучезарной.

Как минимум, десяток жизней уместила в себе эта многогранная жизнь, прошедшая сперва через рабочие профессии, а затем 25 лет было отдано кинематографу. Пять лет работала В.Петроченкова помощником режиссера на Киевской киностудии художественных фильмов им. А.П.Довженко и 20 лет на Укркинохронике, в основном в счастливом сотворчестве с режиссером Владимиром Никитовичем Артёменко, - ассистентом режиссера, директором фильма. Иногда писала слова песен к фильмам, сценарии на темы своих журналистских материалов, по которым сняты документальные фильмы: «Долгое эхо войны», «Худайберды, посланный Богом»; а также, совместно с Натальей Ильченко был написан сценарий, по которому снят фильм «Харе Кришна». «Все эти двадцать лет я шла на работу, как на праздник», - рассказывает В.Петроченкова. - Кроме того, что режиссер Артеменко был не только ярким талантом в кинематографе, но он рисовал, играл на многих музыкальных инструментах, преподавал режиссуру в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого. Сотрудники любили его, как человека доброй души и веселого нрава. Бережно относился он к своей киногруппе, старался беречь её состав, дорожил людьми...». Снимая документальные фильмы, режиссер Владимир Артеменко с оператором Александром Вертелецким и ассистентом Валентиной Петроченковой объездили весь Советский Союз, наполнив себя богатством окружающего мира. «Дружба моя с Валентиной Павловной — святая», - говорил В.Н.Артёменко.

В 54-х различных изданиях газет и журналов бывшего СССР опубликованы более трёхсот репортажей, рецензий, статей, очерков Валентины Петроченковой. И всё это помимо основной работы. Это её бессонные ночи, это — жизнь не ведующая покоя, не знавшая отдыха...

Первые её книги: «Путь к себе» о том, как жить чтобы не болеть (проза) и «Струни серця» (русские и украинские стихотворения) увидели свет в 1992 году. Кроме этих двух книг, сейчас в Киеве в Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского находятся ещё семь её поэтических сборников, а также книга «Остановись, мгновенье!», написанная в 2010 году к 20- летию принятия республикой Куба программы «Дети Чернобыля». Написана она под рубрикой «Глазами очевидца», так как автор была многому свидетелем, прожив на Кубе пять месяцев в Оздоровительном центре в Тарара с детьми Чернобыля. Она была направлена туда как корреспондент и воспитатель. После возвращения В.Петроченковой в Киев, её статьи и очерки о мирном подвиге кубинского народа, спасавшего и вернувшего к полноценной жизни более 20 тысяч детей Украины, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, охотно печатали республиканские и областные газеты. Некоторые из них можно прочесть в Интернете на сайте киевской газеты «Зеркало недели».

В Германии, в городе Мюнхене, где теперь проживает Валентина Петроченкова, в Баварской государственной  библиотеке находятся сборники её поэзии: «Избранное», «От сердца к сердцу» („Von Herz - zu Herz“ - эта книга переведена на немецкий язык), «Струни серця», «Остановись, мгновенье!», а также диск с поэзией из семи её поэтических сборников. При переезде В.Петроченковой в Германию, в Киеве Национальный Центр А.П.Довженко забрал в свой Фонд всё творческое наследие В.Петроченковой: поэзию, слова к песням, сценарии, цикл её бесед под названием «Ступени духовного восхождения», материалы прессы и выступления по радио и т.д.

Стихотворения Валентины Петроченковой были напечатаны в Азербайджане, в «Литературной газете», переведенные на азербайджанский язык. Также, стихи В.Петроченковой были опубликованы в Канаде.

Ещё об одной главной вехе в жизни В.Петроченковой можно узнать из некоторых более поздних её стихотворений написанных после того, как в её жизнь вошла и укоренилась Наука позитивного мышления. При всём стремлении к добру и свету, всё же, Дамокловым мечом с самого детства висела над ней пословица «Нема щастя змалку, - не буде й до останку» («Нет счастья с детства, не будет и до конца жизни»). Трудно выкорчёвывать из подсознания прижившиеся негативы. Спасительницей Валентины, первой увидевшей свет Истины, стала её старший друг, художник-гримёр студии А.П.Довженко, всеми актерами любимая «Мама Нина» - талантливая художница Нина Александровна Тихонова.

Сорокалетняя дружба связывала Валентину с Ниной Александровной. Вместе прошли они через множество эзотерических учений. Всё было интересно, полезно, и казалось, понятно, но не могло вырвать из подсознания сорняки проросшие за многие трудные годы жизни. И вот однажды, в 1994 году, Нина Александровна попала на занятие в Украинский центр Науки Разума (науки позитивного мышления) и психофизических возможностей человека, созданный тогда и возглавляемый нейрофизиологом, кандидатом биологических наук Светланой Исаевной Табачниковой. Обрадовавшись, что нашла то, что всю жизнь искала, Нина Александровна позвонила Валентине. Стали вместе посещать эти занятия. И вскоре прошли учёбу по Науке Разума у калифорнийских  учителей. У них Светлана Табачникова училась в США, а затем пригласила их в Киев, куда на семинар съехались 450 человек из разных городов бывшего Советского Союза. Эти занятия в корне изменили мировоззрение В.Петроченковой и, следовательно, преобразовали   и саму её жизнь...

Но... об остальном расскажут фотографии с тектовками и поэзия.

Олег Вайнштейн